ИССЛЕДОВАНИЕ | 30 ДЕКАБРЯ, 2022

Расшифровывая восприятие китайского присутствия в Казахстане: управленческое, социальное и экологическое измерения

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМАНДА:
ВИКТОРИЯ НЕМ, АНАСТАСИЯ РЕШЕТНЯК, АЛИЯ ТЛЕГЕНОВА, БАЛТАБАЙ СЫЗДЫКОВ, АРУЖАН ИБЕКЕНОВА, ТОМИРИС МАШАН
Данный доклад подготовлен по результатам исследования, проведенного командой Общественного фонда PaperLab при поддержке Фонда «Открытое общество» в период с января по декабрь 2022 года.

Основная цель нашего исследования – изучить восприятие китайских инвестиционных проектов в рамках «Пояса и пути» различными стейкхолдерами, а также оценить их реализацию в управленческом, социальном и экологическом измерениях.

Для оценки восприятия деятельности китайских инвестиционных проектов в Казахстане были выбраны проекты в небольших населенных пунктах. Там местные жительницы (-ли), как мы ожидали, в большей степени осведомлены о том, как происходит реализация проекта, и даже могут быть вовлечены в процессы взаимодействия с инвестиционными проектами. Эти примеры позволяют наилучшим образом изучить, как происходит «преломление» стереотипов о китайском бизнесе при непосредственном с ним контакте.

Сознательно не затронув нефтегазовую сферу, где существует ряд отдельных особенностей, свойственных многим проектам с зарубежным участием (что потребовало бы изучения опыта целого ряда зарубежных компаний, действующих в этой отрасли в Казахстане), для изучения мы выбрали следующие кейсы:

  • маслоперерабатывающий завод «Тайынша-май» близ села Ильичевка Амандыкского сельского округа в Северо-Казахстанской области (сельское хозяйство);
  • горно-обогатительный завод по переработке и обогащению вольфрамовых руд Богуты «Жетіcy Вольфрамы» близ села Нура Согетинского сельского округа в Алматинской области (добывающая и обрабатывающая промышленность);
  • Жанатасская ветровая электростанция как один из флагманов казахстанско-китайского сотрудничества в области «зеленых» инвестиций в г. Жанатасе Жамбылской области (энергетика).

Для изучения взаимоотношений местных сообществ с инвестиционными проектами в период с апреля по июнь 2022 года в каждом из населенных пунктов было проведено по две фокус-групповые дискуссии – одна с молодежью (до 35 лет) и одна – с представительницами (-лями) более старшего поколения, а также ряд глубинных интервью с активистками (-тами), а также работницами (-ками) соответствующих предприятий.

Интервью с представительницами (-лями) центральных государственных органов позволили получить представления о том, как на практике работают инструменты и механизмы взаимодействия властей всех уровней с иностранными инвестиционными компаниями. В интервью приняли участие госслужащие из Министерства иностранных дел, Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Министерства сельского хозяйства.

На региональном и местном уровне также были проведены интервью и консультации с областными и районными управлениями/ отделами предпринимательства, экологии, занятости, природных ресурсов, а также с местными акимами. На местах также было проведено несколько интервью с представительницами (-лями) китайских инвестпроектов и их персонала. Однако стоит отметить, что китайские компании и официальные власти в лице представительниц (-лей) посольства КНР довольно закрыты, в особенности в отношении неправительственных и общественных организаций, что сказалось на низком количестве данных, собранных с китайской стороны.

В ходе кабинетного анализа было изучено казахстанское законодательство, регулирующее взаимоотношения между инвестиционными компаниями и государственными институтами, а также казахстанско-китайские отношения в области торговли и инвестиций, «зеленая» повестка КНР и её практическая реализация. По результатам ивент-анализа и анализа медиа сделаны выводы о позиционировании зарубежных инвестиционных компаний и конкретных инвестпроектов, прослежена динамика отношения к ним со стороны казахстанского общества.

Экспертные интервью со специалистками (-тами) по изучению КНР, представительницами (-лями) неправительственного сектора, экологическим сообществом в марте – июне 2022 года позволили уточнить исследовательские вопросы и гипотезы. Экспертная дискуссия, проведенная в декабре 2022 года с участием синологинь (-гов), политологинь (-гов), экологинь (-гов), представительниц (-лей) ряда госорганов, дала возможность проверить полученные выводы и уточнить рекомендации для стейкхолдеров.

Исследование показало, что в Казахстане на всех уровнях (в том числе и в экспертной среде) есть определенные предубеждения относительно влияния КНР и, в частности, китайских инвестиционных проектов, реализуемых в рамках инициативы «Пояс и путь».

В то время как опросы общественного мнения демонстрируют рост синофобии в казахстанском обществе, непосредственное соприкосновение с китайскими проектами позволяет выявить корневые причины беспокойства местных жителей. Проведенное исследование показывает, что значительная часть этих опасений не связана напрямую с деятельностью зарубежных инвесторов.

Иногда предубеждения о китайских инвестиционных проектах в местных сообществах бывают настолько сильны, что в сочетании с низкой информированностью подменяют собой объективную реальность. При этом, однако, многие местные жительницы (-ли) непосредственно сталкиваются с деятельностью предприятий – либо испытывая от нее какой-то эффект в повседневной жизни, либо вовлекаясь в её работу.

Местные сообщества чаще всего оказываются недостаточно информированы о деятельности иностранных компаний, работающих в их регионе. Знания об инвестиционных проектах складываются из общедоступных данных (например, онлайн – из медиа и социальных сетей), информационной политики самой компании и разъяснительной работы местных исполнительных органов. В ситуации с китайскими проектами и в самих компаниях, и в госорганах, очевидно, существует установка на то, чтобы «не привлекать внимания» казахстанок (-цев), которые якобы изначально негативно относятся именно к бизнесу из КНР. В итоге в сообществах может сформироваться и укорениться целая мифология вокруг китайских проектов, с собственным восприятием их осуществления: от количества сотрудниц (-ков) из КНР до уровня вредности того или иного производства для здоровья местных жительниц (-лей).

Во всех трех выбранных кейсах жительницы (-ли) населенных пунктов сталкиваются с целым комплексом проблем: недостаток финансирования и неразвитая инфраструктура, социальная незащищенность и ухудшение состояния окружающей среды, безработица и отсутствие доступа к социальным лифтам. В условиях низкой эффективности местного самоуправления, а также слабости институтов гражданского общества эти проблемы приобретают хронический характер. В то же время сложности в самоорганизации местных сообществ, низкая правовая грамотность не позволяют сформулировать конкретные запросы и адресовать их компетентным органам и прочим стейкхолдерам. В итоге недовольство и неартикулированное ощущение социальной несправедливости может быть обращено не только к местным властям, но и к инвестиционным компаниям, которые приходят в регион, и приобретать форму ксенофобии.

Отсутствие у местных исполнительных органов полномочий, компетенций или политической воли для решения социальных и иных проблем в сёлах (как Ильичёвка или Нура) или моногородах (как Жанатас) приводит к тому, что и власти, и местные жительницы (-ли) склонны перекладывать их решение на инвестора в рамках «корпоративной социальной ответственности» последнего. Зачастую компании готовы идти на компромисс, но не всегда требования являются реалистичными и совпадают с видением руководства инвестиционного проекта. Завышенные ожидания представительниц (-лей) местных сообществ могут исходить из непонимания того, как устроены механизмы прямых иностранных инвестиций: жительницы (-ли) приближенных к производству населенных пунктов порой уверены, что инвестор «должен» улучшать условия конкретно их жизни в обмен на пользования «их» землей и ресурсами.

В случае с китайскими инвестиционными проектами, последние оказываются в «глухой обороне» по отношению к местным сообществам. Даже в ситуации, когда компании оказывают реальную поддержку населённым пунктам через местные акиматы, они предпочитают не сообщать о ней широкой публике.

Что касается экологического аспекта, который является одним из центральных в синофобском дискурсе, то отсутствие доступа к полной и достоверной информации об экологическом воздействии предприятий и крайне ограниченное участие местных сообществ в процессе принятия решений только усугубляют восприятие китайского присутствия в регионе. При таком раскладе местные жительницы (-ли) уверены, что основная роль государственных органов заключается в сокрытии информации о вредном экологическом воздействии китайских компаний. В результате, при сложности оказания давления на местные или центральные органы для более жёсткого экологического контроля главным антагонистом в глазах местных жительниц (-лей) становится китайский инвестор, у которого по умолчанию есть свои скрытые мотивы и корыстные интересы.

Важно упомянуть, что такая демонизация в том числе является и проявлением синофобии, у которой в казахстанском обществе достаточно глубокие корни. Однако, нужно понимать и то, что во многих обществах, включая Казахстан, антикитайские настроения основаны не только на исторической памяти, но и на сегодняшней политике КНР. Так, например, преследования и лагеря для этнических меньшинств в СУАР или недоговороспособность Китая в водных вопросах создают образ неблагоприятного и даже токсичного соседа в глазах казахстанок (-цев).

Таким образом, по итогам изучения трех кейсов очевидно, что инвестиционные проекты в рамках «Пояса и пути» в Казахстане (в том числе из-за высокого воспринимаемого уровня синофобии) в ходе реализации сталкиваются с целым рядом проблем, которые можно охарактеризовать как «факторы среды» и которые необходимо решать через достижение большей прозрачности процессов принятия решений, повышение информированности и правовой грамотности местных сообществ и другие меры, которые отнюдь не всегда адресуются зарубежной инвестиционной компании.

Команда проекта выражает особую благодарность Руслану Изимову за рецензию аналитического доклада и ценные советы. Авторы также признательны Сергею Солянику, Сергею Куратову и Вадиму Ни за многочисленные консультации и оказанную проектной команде помощь в исследовании экологических аспектов китайских инвестиционных проектов.
Читайте также
РАССЫЛКА