Основные причины межэтнических конфликтов: об идентичности и коллективной травме
Два основных понятия, которые обсуждались на дискуссии, это – идентичность и коллективная травма казахстанцев. У приглашенных спикеров были разные взгляды на понятие идентичности как концепта, в то время как многие, и спикеры, и участники из зала сошлись во мнении, что коллективная историческая травма казахстанцев имеет место быть, и есть надобность «проработать» эти травмы с населением.
Таким образом, Айгуль Садвокасова социолог, руководитель Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений при Академии госуправления при президенте РК выразила мнение, что идентичность казахстанцев, в первую очередь, складывается из двух аспектов: этноса и национальности, т.е, рождения на территории Казахстана. По словам эскпертки, именно этническое наследование, характерное примордиалистскому подходу самоидентификации, было нужным после распада СССР, для того чтобы люди смогли пережить социальную трагедию, которое в свою очередь способствует становлению гражданской нации. В то же время, сейчас, для межкультурной интеграции, следует отойти от примордиалистского подхода, чтобы построить единую нацию, единое общество. Политолог, ассистент-профессор Сулейман Демирель университета Мухтар Сенгирбай разделяет мнение экспертки Садвокасовой касательно различий этнической и национальной идентичности. По его мнению, события в Кордае показывают, насколько разнятся понятия «қазақ ұлты» с понятием «казахстанской нации», и что первое означает эксклюзивность, этносимволизм титульной нации, когда второе – это в большей части наличие казахстанского паспорта, и не совсем укоренившееся понятие в целом. Эксклюзивизм, по словам эксперта, показывает страх повторной колонизации, постколониального периода титульной нации после пройденных попыток разрушения казахской культуры, и что работа с культурными травмами и конфликтами – это упущение госполитики независимого Казахстана. Это подтверждается и социологом Жандосом Иманбай, который отмечает, что исходя из социологических исследований в последние 6 лет, с каждым годом все меньший процент населения в первую очередь идентифицирует себя как гражданин/гражданка Казахстана (52% в 2018 и 54% в 2014 соответственно). По словам социолога, сейчас идентификация преимущественно отображается в локальной, территориальной принадлежности. И основополагающие проблемы данного феномена - проблемы коррупции и работы системы органов власти, как и региональных, так и на страновом уровне.
О непроработанных коллективных исторических травмах также говорили и другие эксперты. Например, по мнению Александры Цай, культуролога, основательницы лектория Open Mind, национальная идентичность относится к коллективным воображаемым, как, например, коллективная память, и идентичность, как и формирование понятия сообщества, строится на этом «наследии» сообщества. Поэтому, травмы, случаи жестокости с населением, коллективом, обществом в прошлом, и если травмы остаются непроработанными, то они будут «давать о себе знать какими-то повторениями и конфликтами, возвращениями в настоящем». Опираясь на выводы из своего проекта о сталинских репрессиях, Александра отмечает, что работа над травмами должна вестись на нескольких уровнях и является многоступенчатой: государственной политики, гражданского общества и образовательном. Таким образом, проблемы в построении межэтнического и межкультурного согласия в Казахстане могут быть суммаризированны следующим образом: отсутствие единого понятия национальной идентичности и непроработанные коллективные культурные травмы населения и различных этносов, проживающих на территории страны.
Участники дискуссии из зала также были солидарны с мнением экспертов касательно того, что в работе государственных структур присутствует конфликтофобия, причинами которой являются коррупция, проблема менеджмента и низкий уровень профессионализма правоохранительных органов. Адиль Жалилов, директор Международного центра журналистики MediaNet, отмечает, что за всю историю независимости в Казахстане было порядка 30-ти конфликтов различного масштаба, но отсутствие конструктивного подхода в исследовании причин и бездействие приводит к такому исходу событий. Кроме этого, поднимался вопрос роли образования как превентивной площадки для формирования толерантности и мультикультурного согласия, которая на данный момент в стране отсутствует. Программа "Рухани жаңғыру", которая позиционируется как основа для единения же, по словам участников из зала, транслирует в себе разные дискурсы в обществе для казахоязычного и русскоязычного населений, так как значение словосочетания и позиционирование на казахском языке осмысляются истоков духа прошлого, в то время как на русском языке эта программа воспринимается как модернизация общественного сознания и глобализация. Гражданской активисткой Диной Шайхислам, как и Айгуль Садвокасовой, был поднят вопрос определения идентичности. Активистка отмечает, что, формируя понятие идентичности, мы должны не забывать также и об оралманах, которые являются этническими казахами, но, тем не менее, сталкиваются с ксенофобией и трудностями в обществе при репатриации. Анализируя вопросы, возникшие в зале, которые акцентировали различные аспекты в истории как формирующие идентичность казахстанцев, можно сделать выводы, что самоидентификация в действительности является спорным феноменом, требующего структурного подхода и консолидации рекомендаций из проведённых исследований, имеющим номинальный характер на данный момент.