Дискуссионная площадка | 24.06.2021

Борьба с насилием в отношении женщин в Центральной Азии:
новые законы, старые практики

Проблема насилия в отношении женщин все еще остается острой в странах Центральной Азии. Согласно ООН, 18% женщин из стран этого региона сообщили, что лично сталкивались с бытовым насилием и дискриминацией. При этом большая доля женщин не знает, куда и как обращаться за помощью в случаях домашнего насилия. В связи с пандемией COVID-19 женщины стали еще более уязвимы от жестокого обращения со стороны партнеров.

На дискуссионной онлайн-площадке PaperLab эксперты и исследователи вместе с представителями гражданского общества и государственных органов обсудили тему борьбы с гендерным насилием в контексте законодательных и программных мер, которые реализуются в странах Центральной Азии.

Законодательная база стран

В Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане разработаны или разрабатываются законы, направленные на создание безопасной среды для женщин. Однако, по мнению экспертов и активистов, они направлены преимущественно на защиту семейных ценностей и сохранение семьи, чем на предупреждение насилия и на защиту прав женщин.

В Казахстане семейно-бытовое насилие с 1997 года регулировалось Уголовным Кодексом, который предусматривал наказания от лишения свободы до 7 лет и до штрафов и общественных работ в зависимости от степени тяжести. После нескольких реформ в 2017 году отдельные статьи за бытовое насилие декриминализировали и они перешли из Уголовного Кодекса в Кодекс об административных правонарушениях. Суммы штрафов за бытовые преступления снизили, а срок заключения сократили до 15 суток. В 2020 году был обновлен закон "О профилактике бытового насилия". В нем перечислили ряд мер для профилактики домашнего насилия, а штрафы заменили предупреждением суда. Кроме того, вернули статью по примирению сторон (что было невозможно, если насильника привлекали к уголовной ответственности). Министерство иностранных дел и Генпрокуратура Республики Казахстан заявили, что это сделано, чтобы "усилить профилактические работы с нарушителями и упростить процедуру привлечения нарушителя к ответственности".

В сравнении с другими странами в регионе в Кыргызстане закон против домашнего насилия считается более прогрессивным. Если до этого правоохранительные органы предпринимали действия только при заявлении пострадавшей, то с принятием в 2017 году закона "Об охране и защите от семейного насилия" они противодействуют насилию при заявлении свидетеля насилия или медицинского работника. Также согласно закону, выписывается охранный ордер на три дня (с возможностью продления на месяц), который запрещает насильнику контактировать с жертвой. Помимо наказания, закон предусматривает и обязательную, спонсируемую государством, коррекционную программу для насильников.

До 2019 года Узбекистан оставался страной, где закон не защищал жертв домашнего насилия. В 2019 году были приняты закон "О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин" и закон "О защите женщин от притеснений и насилия". В первом говорится о том, что недопустима дискриминация по признаку пола в разных сферах деятельности и разъясняется ряд терминов касательно гендерного равенства. Согласно второму закону, пострадавшие от домашнего насилия получают помощь от правоохранительных органов, бесплатную экономическую, социальную, психологическую, медицинскую и правовую помощь в центрах или посредством бесплатной горячей линии. Помимо этого, они могут требовать выдачу охранного ордера и информировать о нарушении ордера. Ордер выдается максимум на 30 дней. Благодаря ему органы предоставляют безопасность женщин и детей от насильников для предотвращения последствия домашнего насилия. За нарушение ордера насильнику или притеснителю выписывается штраф или 15 суток административного ареста. Кроме того, пока действует ордер, агрессору запрещено хранить и носить гражданское оружие.

В Таджикистане с 2013 году действует закон "О предупреждении насилия в семье". По закону при первом заявлении насильнику выдается защитное предписание, запрещающее ему любые насильственные действия в отношении жертвы до 15 дней. При повторном задержании насильника в административном порядке задерживают на 15 дней, а за нарушение требований по предписанию предусмотрен штраф. Но также как в Узбекистане и Казахстане, закон не криминализирует домашнее насилие.


Что происходит за кулисами

Как отметили эксперты, несмотря на законодательные нововведения, ситуация с противодействием насилию в отношении женщин в странах ЦА не улучшилась. В частности, не оправдал себя новый механизм в виде защитных предписаний. Согласно статистическим данным, в Таджикистане защитные предписания нарушает более 80% насильников. При этом в законах не предусмотрено наказание даже за многократное нарушение защитных предписаний и множественные случаи бытового насилия.

Также при подаче заявления в полицию жертва сталкивается с трудностью, потому что по закону невозможно за одно и то же правонарушение судить дважды. Чтобы подать заявление, пострадавшей необходимо втайне от насильника собирать доказательства своей правоты, пройти судмедэкспертизу и предоставить не менее трех фактов избиения на своем теле. По мнение экспертов, это происходит на фоне того, что увеличивается количество убийств в результате семейно-бытового насилия. В большинстве случаев убийцами выступают мужья либо сожители жертв.

Кроме того, дело возбуждают только по заявлению потерпевшей (кроме Кыргызстана), что часто не делается из-за страха жертвы и из-за сильного давления на нее со стороны ее близких и родных агрессора.

Помимо этого, бытовое и психологическое насилие в 4-х странах еще декриминализировано. По этой причине дела по насилию рассматриваются по административной статье, а не в рамках уголовной ответственности. В качестве наказания агрессор получает только штраф, который вынуждена оплачивать сама жертва из семейного бюджета. Как показывает статистика, мужчины, избивающие женщину, во многих случаях безработные и часто выступают сожителями или мужьями пострадавшей.

В свою очередь, возвращение статьи примирения привели к отсутствию защиты и безопасности жизни женщин в регионе. Примирение коснулось статей о принуждении к вступлению в брак, в том числе с несовершеннолетними девочками, о насилии в семье, о принуждении к действиям сексуального характера. В результате дела не доводятся до суда и закрываются на любой стадии по статье "о примирении сторон". Например, в Казахстане только за первые 8 месяцев 2020 года было сообщено о 130 тысячах случаях бытового насилия в семье, но только 25% этих дел дошли до суда.

Кроме того, в условиях пандемии COVID-19 резко возросло количество случаев и жертв насилия, в том числе с летальными исходами. Например, согласно данным Министерства внутренних дел Казахстана, в 2020 году в результате пандемии количество бытового насилия увеличилось почти на 40%. Только в Бишкеке количество заявлений о домашнем насилии в начале 2020 г. возросло до 62% по сравнению с 2019 годом. В Таджикистане в 2019 году более 10 кейсов получили освещение в медиа когда женщины со своими детьми совершили суицид. А в Кыргызстане в декабре 2020 года зарегистрировали три случая суицида среди женщин на почве бытового насилия.

Несмотря на существование проблем в профилактике насилия, участники экспертной дискуссии назвали успешные проекты в области гендерного равенства и снижения бытового насилия. В странах региона проводятся программы по развитию женского предпринимательства. В Таджикистане женщин обучают мужским профессиям, чтобы они стали экономически независимыми. В четырех странах региона активно работают и помогают жертвам гражданские инициативы такие движения как "Не молчи", фонды "SVET", "Женская демократическая сеть", другие НПО, кризисные и финансовые центры.

В Таджикистане интернет-активисты как "Давай поговорим, сестра!", группы "Таджик мамы", "Форум Я", проект "Мы сможем" освящают истории женщин с инвалидностью, темы по кибербулингу и травле в сети, фотоистории и истории успеха женщин.

В Кыргызстане активно используют систему, по которой оценивают работу сотрудников правоохранительных органов, которые касаются решения дел по семейно-бытовому насилию. По сообщениям участников из Кыргызстана использование такой системы помогло усилить работу в этом направлении.
Патриархальный настрой или "уят болады"

Эксперты считают, что доминирование патриархальных ценностей, как у агрессоров, так и у самих женщин выступает огромным препятствием в решении вопроса гендерного насилия.

С детства девочек воспитывают быть покорными и послушными, готовят к роли будущей жены, чья задача выполнять домашние дела. Кроме того, в Таджикистане и Узбекистане присутствует дискриминация девочек в доступе к образованию со стороны своих родственников. В результате это приводит к тому, что женщины имеют меньше шансов для участия в экономической жизни общества, у них низкий уровень образования. Такие женщины становятся социально и экономически зависимыми от будущего мужа или партнера.

Беспокойство вызывает то, что жертва часто подвергается давлению в первую очередь со стороны своих родных, которые обвиняют саму пострадавшую. Кроме того, она вынужденно соглашается на условия агрессора либо его родственников, которые стремятся решить конфликт "между собой и без вмешательства посторонних". В таких ситуациях часто насильник женится на своей жертве. Таким образом, он избегает наказания, однако не прекращает агрессию по отношению к "жене" в семье.

В наиболее уязвимом положении находятся вдовы, иммигрантки, разведенные женщины, женщины из социально-уязвимых групп населения и женщины с инвалидностью. Они чаще подвергаются осуждению со стороны окружающих и подвергаются дискриминации на рабочем месте.

В качестве системной проблемы эксперты выделяют доминирование на руководящих должностях в государственной структуре и в правоохранительных органах сотрудников мужского пола, которые придерживаются патриархальных стереотипов по отношению к женщинам. Они считают нормой гендерное насилие и препятствуют решению вопросов, касающихся прав женщин. Согласно экспертам, нередки случаи, когда сотрудники органов не заводят дела и объясняют тем, что насилие между партнерами это семейное дело, и не нужно "выносить сор из избы".

Другое препятствие на пути к предотвращению насилия – это отсутствие мотивации у сотрудников правоохранительных органов в разрешении дел. Так, сотрудники полиции часто стараются примирить жертву с агрессором, чтобы не заводить дело на этапе подачи обращения либо закрыть до того, как довести его до суда. Часто причиной выступают, по мнению экспертов, низкий уровень заработной платы, нежелание увеличить количество новых дел.


Рекомендации экспертов

Эксперты из стран Центральной Азии на дискуссионной площадке PaperLab поделились рекомендациями по предотвращению и снижению насилия в отношении женщин.

По их мнению, необходимо внести изменения в образовательной сфере в нескольких направлениях:

  • Разработать концепцию обязательной психотерапии, которую должны проходить насильники чтобы предотвратить рецедивистские действия.

  • Проводить тренинги для сотрудников полиции по расследованию дел, связанных с насилием в отношении женщин. Эти тренинги должны обучать как работать с жертвами в соответствии с международными стандартами прав человека, чтобы расследования не приводили к еще большей травме пострадавшей и правоохранительные органы не закрывали дела преждевременно.

  • Ввести обязательный предмет или обязательные часы по правам человека в школах с первого класса, где дети будут обучаться фундаментальным правам неприкосновенности чести и достоинства.

  • Проводить информационно-разъяснительную работу с родителями о воспитании детей, об их ролях в обществе, которые не ограничиваются гендерно предписанными ролями (готовка, стирка, уборка). Каждый человек вне зависимости от гендерной принадлежности имеет право получить образование, строить карьеру, развиваться профессионально и т.д.

  • Проводить тренинги и семинары для журналистов с целью обучения этике публикации материалов в СМИ по теме насилия, включая распознавание языка виктимблейминга (перенос ответственности на жертву).
Также эксперты настаивают на необходимости криминализации бытового насилия в законодательстве, что повысит количество дел, которые будут решаться на судебном уровне, и позволит жертвам без трудностей обращаться в правоохранительные органы, а агрессорам получить соответствующее наказание.

Согласно экспертам, важно вовлекать и получать активную поддержку международных организаций, посольств, агентств ООН для успешных реформ внутри стран. Это поможет перенять опыт развитых стран и усилить международную репутацию региона, так как инвесторы из развитых стран рассматривают права человека как условие для инвестиций в страну или финансовой помощи.

Эксперты рекомендуют профильным органам стран проводить активную информационно-осветительскую работу в СМИ и освещать проблему бытового насилия с уклоном на нетерпимость к насилию, и избегать виктимблейминга. Кроме того, важно транслировать кейсы по наказанию правонарушителей, создавать новые и транслировать уже имеющиеся фильмы, социальные ролики, подкасты в телевидениях, социальных сетях по предотвращению гендерного насилия.

Другая рекомендация касается изменения политики разводов в регионе. Сегодня при обращении пострадавшей женщины в правоохранительные органы ей дается время примириться с агрессором, которым часто является муж или партнер жертвы. При этом она вынуждена жить с ним в одном доме, что повышает угрозу безопасности ее жизни. Поэтому необходимо упростить процедуру разводов в ситуациях насилия и прописать случаи в кодексах и нормах, которые позволяют развестись жертве с насильником без примирения между ними, если жертва просит о разводе.

Кроме того, необходимо увеличить количество шелторов в каждой стране и усилить психологическую поддержку жертвам насилия. Также нужно выдавать государственное пособие пострадавшим как минимум в течение шести месяцев (например, за счет штрафов, которые государство получает от агрессоров, насильников, абьюзеров и других виновных лиц) в размере минимальной заработной платы или средней заработной платы по стране или по региону. И необходимо открыть центры, где жертвам будут оказывать помощь в трудоустройстве.

Не менее важно внедрить культуру принятия научно-обоснованных решений, когда изменения в законодательство будут вносить на основе результатов социологических исследований с вовлечением экспертов из государственной структуры, гражданского общества и международных организаций.

Эксперты рекомендуют внедрить систему оценки работы и мотивации среди работников профильных органов, по которой будут оценивать количество и качество раскрытых дел по гендерному насилию. По результатам оценки сотрудники будут получать бонусы к заработной плате, что повысит мотивацию и эффективность работы.

Согласно экспертам, еще одним важным фактором в решении проблемы с насилием является желание руководителей правоохранительных органов помочь жертвам разрешить ситуацию с насилием до конца и довести агрессора до суда. Поэтому необходимо выбирать на позиции людей с нетерпимостью к насилию. В целом, данная экспертная дискуссия была проведена на высоком профессиональном уровне и дала импульс для дальнейшего обсуждения и поиска решений проблем в сфере гендерного насилия, присущих всем рамках странам Центральной Азии.


Дискуссия проводилась в рамках Программы SIDA, реализуемой Фондом Евразия.
Видеотрансляция мероприятия
    Читайте также
    РАССЫЛКА