Дискуссионная площадка | 19.03.2021

Третий не лишний. Как повысить роль гражданского сектора в предупреждении межэтнических конфликтов в Казахстане?

В чем актуальность участия гражданского сектора в предупреждении межэтнических конфликтов?

Гармонизация межэтнических взаимоотношений и укрепление стабильности в социально напряженных регионах Казахстана и в целом по стране, - одно из ключевых направлений внутренней политики государства, характеризующегося полиэтнической структурой населения, состоящей из представителей более 190 этносов.
Однако, такие факторы, как ухудшающиеся показатели уровня образования, углубление социально-экономического неравенства, а также рост недовольства граждан на фоне пандемии коронавируса, влияют на эскалацию противоречий по межэтническому признаку. События 2020 года, имевшие место в Кордайском районе Жамбылской области, помимо прочего, продемонстрировали необходимость активного вовлечения гражданского общества не только на стадии постконфликтной ситуации, но и до момента ее возникновения, когда момент напряженности может быть сглажен, а принцип «человек доверяет человеку», отмеченный экспертами, может стать решающим.

В данной связи, деятельность Ассамблеи народа Казахстана (АНК), основным направлением которой является «содействие в разработке и реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства» [1] , подверглась критике со стороны общественности. В частности, ставится под сомнение ее роль в качестве медиатора с учетом произошедших за последние годы этнических конфликтов.

Мировая практика показывает, что гражданский сектор выполняет огромную роль в предотвращении и урегулировании межэтнических конфликтов. Именно неправительственные организации и гражданские активисты через просветительскую работу, налаживание диалога и социальные проекты помогают снижать уровень ксенофобии в обществе, а также справляться с последствиями этнических столкновений.

В случае Казахстана, не до конца используется потенциал "третьего" сектора в профилактике этнических конфликтов. Главным действующим лицом, по-прежнему, выступают государственные органы и АНК, которые, в основном, опираются на административные меры. В то время как устойчивая социальная солидарность достигается только через выстраивание горизонтальных коммуникаций на уровне самих культурных сообществ, активистов и местных органов власти.

Кроме того, опыт предыдущих столкновений на почве этнических предубеждений показал, что Казахстану необходимо отходить от "шаблонных" мер и переходить к более гибким подходам в профилактике конфликтов. Для этого необходимо адаптировать политику в этой сфере с привлечением гражданского сектора, а также с учетом опыта соседних стран, уже имеющих опыт в миростроительстве в полиэтнических сообществах.

Регулирование конфликтов в рамках действующих общественных и государственных институтов

В рамках дискуссии, проведенной с экспертами и исследователями в области межэтнических взаимоотношений, а также представителями государственного аппарата, было отмечено, что ключевой аспект межэтнических конфликтов — это низкий уровень доверия к государственному аппарату, а также снижение роли традиционных неформальных институтов в жизни сельских сообществ.

Как отмечалось ранее, деятельность АНК в вопросах поддержания общенационального единства была поставлена под сомнение на фоне событий межэтнической нетерпимости в стране. В данном контексте имеет смысл рассмотреть сложившуюся в Казахстане систему разрешения конфликтов, действующую вне формальных институтов.

Таким альтернативным неформальным институтом являются советы старейшин, характерные для сельской местности южных регионов. В этих советах состоят, как правило, местные аксакалы, которые пользуясь личным авторитетом и влиянием, могут сглаживать конфликтные ситуации. Однако, как считает Айгуль Садвокасова, заместитель директора «Института прикладных этнополитических исследований», в настоящее время данный институт по большей части утратил былой авторитет среди граждан, а их влияние носит больше номинальный характер. Такая трансформация происходит в силу смены поколений и обострения социальных проблем (безработица, социальная неустроенность, отсутствие ресурсов и доступа к ним), которые не могут быть разрешены рамками деятельности неформальной местной структуры.

Как показывает практический опыт, неформальное регулирование межэтнических конфликтов включает в себя следующие элементы: переговоры между старейшинами; принесение публичных извинений и оказание материальной помощи пострадавшей стороне. Таким способом часто регулируются мелкие стычки между представителями различных этнических сообществ. Однако в условиях эскалации конфликта с широким распространением информации о нем в социальных сетях, такой традиционный подход не эффективен. Стабилизация ситуации происходит только при участии правоохранительных структур и местных органов исполнительной власти, однако, даже в этих случаях о полном примирении говорить не приходится.

В свою очередь, структура Ассамблеи народа Казахстана включает в себя пул медиаторов, советы общественного согласия, советы матерей и дома дружбы, функционирующие во всех регионах страны. Однако, как показали последние события, эти институты не справляются в случаях серьезных конфликтов.

Каковы основные факторы межэтнических конфликтов в Казахстане?

По мнению Игоря Савина, исследователя и антрополога, одним из основных факторов возникновения межэтнической нетерпимости является низкий уровень образованности жителей южных сельских регионов Казахстана. Во многих случаях отсутствие базовых знаний по истории страны, особенностей возникновения и проживания различных этнических групп создают почву для формирования негативных этнических стереотипов, разделения на «своих» и «чужих». В таких случаях незначительные бытовые разногласия с участием представителей разных этносов могут послужить «триггером» для возникновения и дальнейшего разрастания конфликта. Более того, слабая грамотность характерна не только для жителей, но и для представителей государственных структур на локальном уровне, которые также могут иметь ошибочное представление об истории отдельных этнических сообществ.

В частности, речь идет об узбекских этнических сообществах, в отношении которых закреплен ярлык «пришлых», хотя они всегда проживали на территории Туркестанской области.

Что касается низкого уровня доверия граждан к институтам власти в регулировании межэтнических отношений, то, следует отметить роль участковых полицейских в качестве представителей правосудия. Например, как отмечает один из экспертов, авторитет участкового полицейского в сельских местностях с напряженной межэтнической ситуацией может быть серьезно подорван в условиях, когда представитель власти действует исходя из интересов «своей» этнической общности, а не руководствуется законами страны. Учитывая, что, в правоохранительных органах работают, преимущественно, представители казахской национальности, это может быть условием для необъективной оценки ситуации и разрастания конфликта.

Другая проблема, указанная экспертами, заключается в сложности развития потенциала неправительственных организаций в регионах на локальном уровне, непосредственно являющихся очагами межэтнических конфликтов, в то время как влиятельные НПО страны преимущественно сконцентрированы в крупных городах.
Механизмы вовлечения неправительственных организаций в предупреждение конфликтов

Учреждение в мае 2020 года нового подразделения - Комитета по развитию межэтнических отношений Министерства информации и общественного Развития РК стало существенным событием в реализации внутренней политики государства. Как отмечает руководитель данного ведомства Галым Шойкин, основной деятельностью Комитета является осуществление руководства в сферах государственной межэтнической и диаспоральной политики. Если ранее подобная деятельность была ограничена рамками секретариата Ассамблеи народа Казахстана (АНК), то в настоящее время вопросы межэтнических взаимоотношений регулируются акиматами областей (местный орган исполнительной власти) в управлении внутренней политики (далее- управление), при которых созданы отделы по межэтническому соглашению. Помимо прочего, в ведение управления каждой области входят функции по реализации вопросов государственной и информационной политики, а также задачи, касающиеся деятельности национально-культурных объединений и общественных организаций.

При этом, в настоящее время деятельность АНК по большей части трансформирована с культурной на просветительскую. Просветительская деятельность включает в себя два важных аспекта:

  • идеологический, подразумевающий информационно-разъяснительную работу и взаимодействие с этнокультурными объединениями (ЭКО);
  • социальный, который включает медиативную и благотворительную деятельность.

Также Комитет считает важным вовлекать неправительственный сектор для всестороннего анализа ситуации, обеспечения транспарентности на информационном поле и в предупреждении межэтнических конфликтов.

Г-н Шойкин также отметил факт разработки карты социальной напряженности в рамках проведения полевых исследований по выявлению проблем, оказывающих влияние на межэтническую ситуацию в регионах. Это является дополнительным полем для взаимодействия государства с неправительственным сектором и гражданской общественностью с точки зрения совместного составления проблемных вопросов и регулярного обновления информации по картам.

Как отмечает активистка из Кыргызстана Акылай Каримова, гражданское общество может играть огромную роль в восстановлении и усилении взаимодействия граждан и госорганов. Опыт регулирования конфликтов в Ошском регионе в 90-х и в 2010 году показал, что во второй раз именно активисты и неправительственные организации сыграли решающую роль в преодолении социальных последствий этнического столкновения и возвращении утраченного доверия между сторонами.

По мнению ассоциированного профессора Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета Азиза Бурханова, неправительственный сектор может и должен играть огромную роль в гармонизации межэтнических отношений. При этом, дискутант отмечает, что прерогатива государства в данном вопросе является главенствующей, так как, в конечном итоге, модель идентичности, языковая, образовательная политики и др. институты формируются именно государством.

Заключение и рекомендации

Таким образом, несмотря на огромный комплекс проводимых мер со стороны государственных органов в реализации внутренней политики межнационального, межэтнического единства и согласия, не всегда такие институциональные механизмы приносят положительный результат на практике. Соответственно, вовлечение потенциала «третьего» сектора должно стать ключевым элементом не только в вопросах разрешения и урегулирования конфликта, но и его предупреждения.

В рамках дискуссии экспертами были предложены следующие шаги, способствующие активному вовлечению гражданского сектора в предупреждение межэтнических конфликтов:

  • Расширение возможностей государственных финансирования для неправительственных организаций и стимулирования их деятельности в рамках государственного социального заказа, в особенности для НПО в регионах сельской местности, где чаще все имеют место этнически окрашенные разногласия;
  • Организация курсов по истории и особенностям этносов не только для жителей регионов (местных гражданских активистов), так и для сотрудников государственной службы в лице участковых инспекторов полиции, представителей налоговых органов и других местных органов власти;
  • Стимулирование гражданских активистов и рядовых жителей регионов к публичному обсуждению сенситивных вопросов, касающихся взаимоотношений между этническими группами; предоставление дискуссионной площадки для обмена опытом и совместной выработки возможных путей разрешения противоречий;
  • Создание системы мониторинга и оценки в регионах страны, где такую деятельность могут возложить на себя специально подготовленные представители местного населения, всецело владеющие информацией на территории проживания, которые могут своевременно информировать экспертов на вышестоящем уровне о возникновении негативных настроений среди населения;
  • Стимулирование местных НПО в организации активного досуга и вовлечения молодежи и школьников-подростков регионов в участие в кружках по интересам, спортивных секций и интерактивных мероприятиях ввиду явного снижения активности, усугубившего в период всеобщего локдауна из-за пандемии коронавируса;
  • Усиление роли женщин в разрешении конфликтных ситуаций посредством обучения их медиативной практике;
  • Реализация партнерских проектов с участием международных организаций и органов власти по обучению активистов, представителей НПО вопросам налаживания диалога среди местного сообщества и вовлечению граждан в совместную деятельность.

Дискуссия проводилась в рамках Программы Агентства США по международному развитию (USAID) по поддержке гражданского общества в Центральной Азии, реализуемой Фондом Евразия.
Видеотрансляция мероприятия на русском языке
    Видеотрансляция мероприятия на казахском языке
      Читайте также
      РАССЫЛКА