Однако, такие факторы, как ухудшающиеся показатели уровня образования, углубление социально-экономического неравенства, а также рост недовольства граждан на фоне пандемии коронавируса, влияют на эскалацию противоречий по межэтническому признаку. События 2020 года, имевшие место в Кордайском районе Жамбылской области, помимо прочего, продемонстрировали необходимость активного вовлечения гражданского общества не только на стадии постконфликтной ситуации, но и до момента ее возникновения, когда момент напряженности может быть сглажен, а принцип «человек доверяет человеку», отмеченный экспертами, может стать решающим.
В данной связи, деятельность Ассамблеи народа Казахстана (АНК), основным направлением которой является «содействие в разработке и реализации государственной политики по обеспечению общественного согласия и общенационального единства» [1] , подверглась критике со стороны общественности. В частности, ставится под сомнение ее роль в качестве медиатора с учетом произошедших за последние годы этнических конфликтов.
Мировая практика показывает, что гражданский сектор выполняет огромную роль в предотвращении и урегулировании межэтнических конфликтов. Именно неправительственные организации и гражданские активисты через просветительскую работу, налаживание диалога и социальные проекты помогают снижать уровень ксенофобии в обществе, а также справляться с последствиями этнических столкновений.
В случае Казахстана, не до конца используется потенциал "третьего" сектора в профилактике этнических конфликтов. Главным действующим лицом, по-прежнему, выступают государственные органы и АНК, которые, в основном, опираются на административные меры. В то время как устойчивая социальная солидарность достигается только через выстраивание горизонтальных коммуникаций на уровне самих культурных сообществ, активистов и местных органов власти.
Кроме того, опыт предыдущих столкновений на почве этнических предубеждений показал, что Казахстану необходимо отходить от "шаблонных" мер и переходить к более гибким подходам в профилактике конфликтов. Для этого необходимо адаптировать политику в этой сфере с привлечением гражданского сектора, а также с учетом опыта соседних стран, уже имеющих опыт в миростроительстве в полиэтнических сообществах.
Регулирование конфликтов в рамках действующих общественных и государственных институтов
В рамках дискуссии, проведенной с экспертами и исследователями в области межэтнических взаимоотношений, а также представителями государственного аппарата, было отмечено, что ключевой аспект межэтнических конфликтов — это низкий уровень доверия к государственному аппарату, а также снижение роли традиционных неформальных институтов в жизни сельских сообществ.
Как отмечалось ранее, деятельность АНК в вопросах поддержания общенационального единства была поставлена под сомнение на фоне событий межэтнической нетерпимости в стране. В данном контексте имеет смысл рассмотреть сложившуюся в Казахстане систему разрешения конфликтов, действующую вне формальных институтов.
Таким альтернативным неформальным институтом являются советы старейшин, характерные для сельской местности южных регионов. В этих советах состоят, как правило, местные аксакалы, которые пользуясь личным авторитетом и влиянием, могут сглаживать конфликтные ситуации. Однако, как считает Айгуль Садвокасова, заместитель директора «Института прикладных этнополитических исследований», в настоящее время данный институт по большей части утратил былой авторитет среди граждан, а их влияние носит больше номинальный характер. Такая трансформация происходит в силу смены поколений и обострения социальных проблем (безработица, социальная неустроенность, отсутствие ресурсов и доступа к ним), которые не могут быть разрешены рамками деятельности неформальной местной структуры.
Как показывает практический опыт, неформальное регулирование межэтнических конфликтов включает в себя следующие элементы: переговоры между старейшинами; принесение публичных извинений и оказание материальной помощи пострадавшей стороне. Таким способом часто регулируются мелкие стычки между представителями различных этнических сообществ. Однако в условиях эскалации конфликта с широким распространением информации о нем в социальных сетях, такой традиционный подход не эффективен. Стабилизация ситуации происходит только при участии правоохранительных структур и местных органов исполнительной власти, однако, даже в этих случаях о полном примирении говорить не приходится.
В свою очередь, структура Ассамблеи народа Казахстана включает в себя пул медиаторов, советы общественного согласия, советы матерей и дома дружбы, функционирующие во всех регионах страны. Однако, как показали последние события, эти институты не справляются в случаях серьезных конфликтов.
Каковы основные факторы межэтнических конфликтов в Казахстане?
По мнению Игоря Савина, исследователя и антрополога, одним из основных факторов возникновения межэтнической нетерпимости является низкий уровень образованности жителей южных сельских регионов Казахстана. Во многих случаях отсутствие базовых знаний по истории страны, особенностей возникновения и проживания различных этнических групп создают почву для формирования негативных этнических стереотипов, разделения на «своих» и «чужих». В таких случаях незначительные бытовые разногласия с участием представителей разных этносов могут послужить «триггером» для возникновения и дальнейшего разрастания конфликта. Более того, слабая грамотность характерна не только для жителей, но и для представителей государственных структур на локальном уровне, которые также могут иметь ошибочное представление об истории отдельных этнических сообществ.
В частности, речь идет об узбекских этнических сообществах, в отношении которых закреплен ярлык «пришлых», хотя они всегда проживали на территории Туркестанской области.
Что касается низкого уровня доверия граждан к институтам власти в регулировании межэтнических отношений, то, следует отметить роль участковых полицейских в качестве представителей правосудия. Например, как отмечает один из экспертов, авторитет участкового полицейского в сельских местностях с напряженной межэтнической ситуацией может быть серьезно подорван в условиях, когда представитель власти действует исходя из интересов «своей» этнической общности, а не руководствуется законами страны. Учитывая, что, в правоохранительных органах работают, преимущественно, представители казахской национальности, это может быть условием для необъективной оценки ситуации и разрастания конфликта.
Другая проблема, указанная экспертами, заключается в сложности развития потенциала неправительственных организаций в регионах на локальном уровне, непосредственно являющихся очагами межэтнических конфликтов, в то время как влиятельные НПО страны преимущественно сконцентрированы в крупных городах.