Насилие в отношении женщин в странах Центральной Азии является комплексной проблемой, связанной как с высоким уровнем гендерной дискриминации, так и с распространенностью социальных норм, оправдывающих его. Несмотря на разнообразие программ по достижению гендерного равноправия и декларации усиления политики по предотвращению насилия против женщин, существующая инфраструктура и механизмы поддержки женщин в странах Центральной Азии не всегда способны их защитить. По данным международных организаций, в Казахстане наибольший риск насилия в отношении женщин исходит со стороны нынешнего или бывшего интимного партнера, однако профилактика насилия в отношении женщин все еще недостаточно эффективна.
28 апреля 2022 года исследовательский центр PaperLab совместно с Институтом Евразийской интеграции провели экспертную онлайн-встречу в рамках региональной программы Инициативы «Луч света» для Центральной Азии и Афганистана.
В ходе экспертной встречи были презентованы промежуточные результаты исследования «Архитектура реагирования на насилие в отношении женщин в Республике Казахстан», подготовленного по заказу Программы Развития ООН в Казахстане. Для обсуждения текущего состояния системы реагирования на насилие в отношении женщин в Казахстане, а также выработки рекомендаций по ее совершенствованию были приглашены профильные государственные органы, исследовательское и экспертное сообщество в области гендерного насилия и защиты прав женщин, сотрудницы (-ки) НПО и кризисных центров.
С приветственным словом к участницам (-кам) мероприятия обратилась координаторка региональной программы Инициативы «Луч света» для Центральной Азии ПРООН Наталья Максимчук. Она отметила, что на сегодняшний день Инициатива «Луч света» – это самое масштабное действие по искоренению всех форм насилия в отношении женщин и девочек к 2030 году в регионе. Данная инициатива является результатом долгосрочного партнерства между ООН и Европейским Союзом для масштабного инвестирования в гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин. Сегодня Инициатива «Луч света» – это 34 программы в 5 регионах мира. В их реализации задействована экспертиза 11 специализированных агентств системы ООН и их многочисленных партнерок (-ов) со стороны государства и гражданского общества. Центральноазиатская региональная программа разработана с учетом необходимости ликвидирования существующих пробелов в политике и законодательстве по противодействию насилию и нацелена на укрепление институтов, продвижение идей гендерного равенства, трансформацию гендерных стереотипов в обществе, поддержку женских движений на местах.
Анализ государственной политики по борьбе с насилием в отношении женщин в Казахстане представила экспертка исследовательского центра PaperLab Карлыгаш Кабатова. Исследовательская группа изучила основные законы и НПА, направленные на борьбу с насилием в отношении женщин и обеспечение гендерного равенства в стране. В ходе представленного анализа выявлены такие недостатки государственной политики как конфликт интересов, фокусирование на последствиях насилия вместо профилактики, недостаточность финансирования.
«Основной конфликт я вижу в том, что у нас благополучие женщин приравнивается к сохранению семьи – это, по сути, совершенно разные вещи. В Стратегии гендерного равенства и в Концепции семейной и гендерной политики противодействие насилию в отношении женщин всегда идет в связке с гендерным равноправием. Чем выше уровень гендерного равенства, тем меньше насилия, и это очень логично, на первый взгляд. Но в самой Концепции если посмотреть, мы видим, что это две разные вещи, здесь конфликт интересов: либо мы пытаемся сохранить семью, либо мы в приоритет ставим благополучие женщин.
Поэтому нельзя в один документ включать и гендерную, и семейную политику, потому что если мы посмотрим на целевые индикаторы, то видим, например, индикатор по снижению доли расторгнутых браков к общему количеству зарегистрированных браков с 37% до 33%. Но здесь проблема в том, что если женщина находится в насильственных отношениях, кроме как прекратить эти отношения, у нее больше другого выхода из этого насилия нет. При этом вся наша политика направлена на то, чтобы сохранить этот брак, вот в чем конфликт», – отметила Карлыгаш Кабатова.
Она также обратила внимание на индикатор «коэффициент искусственного прерывания беременности на 1000 женщин репродуктивного возраста», который планируется снизить с 15,3% до 12% к 2030 году. Карлыгаш считает, что в этом случае возникает риск репродуктивного насилия, так как в Концепции сделан упор на поддержку беременных, но нет речи, например, о расширении доступа к контрацептивам как о методе профилактики нежелательной беременности, ведь цены на них очень высоки в нашем регионе.
«Если девушка забеременела в раннем возрасте или ее изнасиловали, или она просто не готова пока иметь детей, или в ее семье уже очень много детей, но сама Концепция уже подразумевает, что будут пытаться сохранить эту беременность всеми способами, возможно будут оказывать на девушку какое-то давление. В этом заключается риск репродуктивного насилия над женщинами», – сказала Карлыгаш Кабатова.
В представленной презентации экспертка отметила, что в Концепции число зарегистрированных фактов бытового насилия планируется снизить на 50% к 2030 году. Однако, есть риски, что этот целевой индикатор правоохранительные органы будут пытаться достигнуть искусственным способом – оказывать давление на женщину, не регистрировать заявление, волокитить и т.д. В целом, анализ показал, что государственная политика не сфокусирована на профилактике насилия.
«Нет масштабной работы по предупреждению насилия в отношении женщин. Если даже посмотреть на сайте Комитета молодежной и семейной политики, то там среди мероприятий – "подготовка вирусных роликов, инфографики", "проведение фестиваля молодых семей", "проведение фотовыставки" и так далее. Все эти меры могут сопровождать конкретные профилактические действия, быть дополнением, а не основной работой. В Концепции есть, конечно, проведение тренингов для пар, но этого недостаточно. Должен быть какой-то костяк, какое-то ядро. У нас также нет работы с агрессорами, кроме проекта "Казахстан без насилия в семье"», – сказала Карлыгаш Кабатова.
Экспертка Галина Семибратова в своем докладе сосредоточилась на вопросах функционирования и достаточности архитектуры реагирования на насилие в отношении женщин в Казахстане. Исследование по данному направлению проведено методом полуструктурированных интервью с 25 экспертками и экспертами из релевантных НПО, сферы здравоохранения, правоохранительных органов, юриспруденции. В результате выявлены проблемы в работе государственных и негосударственных кризисных центров и приютов, правоохранительных органов, медицинских учреждений по защите женщин от насилия, которые связаны как с законодательными и институциональными рамками, межведомственным взаимодействием, так и с финансированием, материально-техническим и кадровым обеспечением.
В ходе обсуждения данных исследования участницами и участниками был высказан ряд важных рекомендаций и предложений. Так, сотрудница ЮНФПА Газиза Молдакулова озвучила важность такого индикатора гендерной политики Казахстана, как «обеспечение межведомственного взаимодействия по профилактике гендерного насилия». Она также отметила необходимость развития системы защиты интересов социально уязвимых лиц и людей с инвалидностью, подвергающихся насилию.
Руководительница Института равных прав и равных возможностей Казахстана Маргарита Ускембаева обратила внимание, что на сегодняшний день вопросы борьбы с насилием в Казахстане вышли на качественно новый уровень, где анализируется не только сам феномен насилия, но и качество и уровень развития инфраструктуры реагирования, качество услуг по защите женщин от насилия. Также она подняла вопрос достоверности и прозрачности статистических данных по насилию в отношении женщин в Казахстане.
Руководитель консалтинговой фирмы Health Capital Марат Мамаев рассказал о работе, проводимой в целях усовершенствования системы идентификации, учета и мониторинга ситуаций, связанных с насилием в отношении женщин.
Руководительница Ассоциации женщин с инвалидностью «Шырак» Нуржамал Иминова высказала мнение о важности расчета реальных потребностей в услугах кризисных центров на основе существующих методик.
Представленные экспертные оценки и рекомендации будут учтены исследовательской группой PaperLab в подготовке итогового аналитического отчета, публикация которого запланирована на сентябрь 2022 года.