За прошедшие 30 лет сфера прикладной аналитики и исследований в Центральной Азии прошла сложный путь трансформации. Основной вектор изменений был связан с попыткой адаптации прежних институций и их кадров к рыночным условиям. Это не только предполагало переход к новым организационно-правовым формам функционирования, но и кардинальный пересмотр содержания своей деятельности. В частности, для аналитических организаций стало важным и производство знаний и рекомендаций, и присутствие в публичном поле, и эффективная коммуникация с разными целевыми аудиториями.
Сегодня в регионе существует вполне конкурентный рынок исследовательских и аналитических услуг. В поле представлено множество локальных и транснациональных компаний, оказывающих широкий спектр услуг. При этом бросается в глаза, что в своем развитии серьезно продвинулись компании, специализирующиеся на маркетинговых исследованиях и бизнес-консалтинге. Между этими игроками существует высокая конкуренция, что подстегивает их быть гибкими и открытыми для изменений.
Другая ситуация сложилась в сфере исследований и аналитики для нужд государственной политики. Этот сегмент рынка все еще в большей степени остается частью госаппарата, нежели самостоятельной отраслью. Весьма характерно, что во всех странах Центральной Азии, за некоторым исключением Кыргызстана, поставщиками рекомендаций для государства выступают созданные при различных ведомствах организации. Такая ситуация во многом отражает специфику политических режимов, где конкуренция носит закрытый характер, а система принятий решений остается непрозрачной.
Но ситуация постепенно меняется. В регионе наряду с государственными аналитическими институтами действуют и неаффилированные с государством исследовательские центры. Вторые чаще предлагают независимый взгляд на социальную и политическую ситуацию, что важно для валидации управленческих решений и снижения рисков когнитивных искажений при разработке политик. В Казахстане, например, за последние годы они способствовали повышению подотчетности и прозрачности государственных органов. Независимые публичные экспертки (-ты) и экспертные организации участвуют в адвокационных кампаниях по острым социальным вопросам, обеспечивают стейкхолдеров качественными аналитическими материалами по проблемам в сфере госуправления, образования и здравоохранения. Результаты исследований формируют альтернативную повестку развития, а открытые экспертные дискуссии оживляют публичное поле. Неаффилированные с государством аналитические центры региона, в отличие от институтов на гособеспечении, работают в условиях рыночной конкуренции.
Сфера политико-управленческих исследований переживает интересные трансформации под влиянием глобальных и локальных процессов. Данное исследование направлено на то, чтобы зафиксировать текущее состояние этой сферы и наметить возможные векторы ее дальнейших изменений.
Исследование проведено в рамках
Central Asian Think Tanks Forum 2022 – регионального мероприятия, направленного на обсуждение текущих проблем исследовательских и аналитических организаций в странах Центральной Азии.