Среднее образование – это сфера пересечения интересов множества сторон: родителей, учащихся, учреждений образования, курирующего министерства и областных управлений, работодателей. Наряду со здравоохранением, среднее образование относится к широко используемым государственным услугам, а следовательно – довольно часто критикуемым. Не нужно иметь специального образования, чтобы видеть минусы и недостатки этой системы, а социальные сети дают возможность высказаться всем желающим.
Это приводит к тому, что школы, управления образования и министерство образования находятся практически под постоянным огнем комментариев и осуждения. При этом до сих пор не существует простых и понятных инструментов для объективной оценки ситуации в школах. Родители часто недовольны то состоянием компьютеров, то учебников, то самих школ, то качеством работы учителей, однако это недовольство невозможно измерить и перевести в шкалы. У всех родителей разные требования к школам и учителям, разные потребности у их детей. В то время как одни родители считают, что учиться стало сложнее, другие – требуют повышения нагрузки для их детей.
Между тем в странах Центральной Азии не все школьники обеспечены базовыми условиями для получения среднего образования. Одни дети вынуждены учиться в третью смену, другие – в помещениях, не приспособленных для обучения, третьи – тратят слишком много времени на посещение уличного туалета.
Для измерения разницы условий был предложен такой инструмент, как Индекс неравенства доступа к качественному среднему образованию. В идеале Индекс должен стать инструментом общественного контроля, понятным и достаточно простым для использования и интерпретации любым человеком с любым образованием. Для того чтобы Индекс был более весомым и ему доверяли, его показатели должны опираться на данные доступной всем официальной статистики.