По ее мнению, угроза терроризма в Казахстане очень сильно снизилась. Возможно, теперь настало время больше доверять всем участникам религиозного поля. «Мы за эти коды в секьюритизацию немножко заигрались. Индекс терроризма в Казахстане – 0,000, то есть, практически никакой угрозы, помимо событий января. Но опять же, вопрос о 20 тысячах террористов у нас уже со всех уровней снят. Кто будет осужден и по каким статьям, мы посмотрим. Смыл в том, что угроза объективно снижается, в том числе благодаря проводимой политике. Может быть, многие вещи должны управляться не сверху, а снизу? Должна быть высокая роль этих самых религиозных сообществ, которые сейчас являются объектом политики», – говорит Решетняк.
По данным Pew Research Center, наряду с другими странами Центральной Азии, Казахстан входит в число 23 стран мира с очень высоким уровнем религиозных ограничений со стороны правительства. Арабист, заместитель директора фонда «Акниет» Замир Тулешев считает, что эти замеры требуют уточнений. «У нас более 2700 мечетей и более 1000 молельных комнат. Когда я разговаривал с представителями религиозных объединений христианского толка, они говорят, что перекос именно в этом: нам ничего не разрешают, а у вас все условия. То есть, здесь нужно понимать, какие именно перекосы и кейсы имеет в виду Pew Research Center. Потому что по тем же исследования Pew Research Center, в Казахстане 270 000 молящихся, то есть, на каждую сотню молящихся по одной мечети приходится», – говорит Тулешев. По его мнению, нельзя списывать со счетов рост популярности религиозных проповедников в Казахстане, поэтому если и следует пересмотреть секьюритизацию в сфере религии, то только в некоторых аспектах. «Когда человек занимается проповедничеством, он хочет захватить духовную власть над людьми. Как только это у него начинает получаться, его не остановить, у него эго вырастает, и он уже пропагандирует то, что хотел бы слышать джамагат, чтобы люди ему поклонялись, возвеличивали его. Сам он становится рабом джамагата, потому что если он будет пропагандировать то, что противоречит тому, что любит джамагат, он потеряет свою аудиторию. Если дать возможность проповедовать любому непрофессионалу, не обладающему никакой квалификацией, он становится проповедником, который взращивает свое эго и может натворить столько дел! Вот вы говорите: давайте всем течениям дадим возможности проповедовать все, что они хотят, при том, что среди них есть непрофессионалы, и тем самым они научатся толерантности. Это очень спорный момент», – сказал Тулешев.
Серик Бейсембаев считает, что установить контроль над проповедниками, аудитория которых исчисляется сотнями тысяч, в цифровом пространстве практически невозможно. По его мнению, открытая конкуренция проповедников всегда лучше, чем несколько религиозных лидеров, получивших монополию от государства. «Есть страны, в которых эта конкуренция существует, и мы не видим, что там происходят теракты или вражда растет», – сказал Бейсембаев.