Исследование показало, что несмотря на большое количество реформ, многие из них не доведены до завершения, отменены, либо реализованы формально. Такие системные факторы как демографический рост, недостаточная цифровая грамотность как у школьников, так и у педагогов, низкая престижность профессии учителя, хроническое недофинансирование в обычных государственных школах также способствуют снижению качества школьного образования.
На фоне этих процессов разрастается сеть частных и государственных экспериментальных школ, которые становятся «пылесосом», высасывающим талантливых педагогов и учеников из обычных школ. Государство тратит несоразмерно больше ресурсов для поддержания таких сетей. В итоге создается дисбаланс, где с одной стороны, малодоступное элитное, а с другой стороны, доступное, но не качественное среднее образование. Такая ситуация еще больше закрепляет имущественное и социальное неравенство в странах региона.
В связи с этим возникает потребность в изучении и измерении проблемы неравенства в доступе к качественному образованию, чтобы госорганы и эксперты могли иметь полноценное понимание проблемы образовательного неравенства в странах Центральной Азии, а также могли вырабатывать действенную политику по его снижению.
PaperLab при поддержке Фонда Сорос-Казахстан приглашает исследователей, экспертов в области образования, представителей госорганов, гражданского общества из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана на дискуссионную онлайн-площадку, посвященную теме неравенства в доступе к качественному среднему образованию. В ходе дискуссии будет презентована методология Индекса неравенства доступа к качественному образованию (Index of Disparity in Access to Quality Secondary Education (IDAQSE)), разработанная группой исследователей из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.
Вопросы для обсуждения:
- Какие существуют подходы к измерению неравенства доступа к качественному образованию?
- Каковы критерии качественного среднего образования в Центральной Азии?
- Как рассчитывался Индекс доступа к качественному среднему образованию в Центральной Азии и что он отражает?
- Как можно усовершенствовать Индекс с учетом доступности данных и применения дополнительных методов исследования?
- Могут ли правительства стран оказать воздействие на выявленные факторы неравенства?
Дата и время проведения: 19 мая 2021 года, 17.00
Видеотрансляция на страницах PaperLab в Facebook и YouTube. Будет доступен синхронный перевод на казахский язык.
Мероприятие проводится при поддержке Фонда Сорос-Казахстан.