ИССЛЕДОВАНИЕ | 08 декабря, 2021

Новые грани образовательного неравенства в странах Центральной Азии: от измерения проблемы к изменениям политик

Сауле Алиева, Камила Ковязина
Вынужденный переход на дистанционное обучение в условиях пандемии актуализировал многие проблемы в сфере среднего образования в странах Центральной Азии. Неразвитость инфраструктуры и нехватка технологий, слабые цифровые навыки учителей и учеников, неэффективные системы обучения – все это привело к еще большему росту неравенства в доступе к образованию в регионе. По оценкам Всемирного банка, в наиболее уязвимом положении оказались учащиеся из малоимущих семей, семей беженцев, из отдаленных районов, меньшинств и лица с особыми потребностями. При этом прямые экономические потери оцениваются в размере $44 млрд., что в средне- и долгосрочной перспективе будет крайне негативно сказываться на развитии человеческого капитала в регионе.

При всей актуальности темы неравенства в образовании экспертное мнение, основанное на исследованиях и коллаборации, в публичном пространстве Центрально-Азиатского региона представлено недостаточно. На сегодняшний день оценка проблемы образовательного неравенства в этих странах опирается в основном на внешней оценке, в то время как «голосов» из региона не слышно. Значимость международных оценок бесспорна, однако было бы гораздо больше пользы для правительств и местных стейкхолдеров получить дополнительную экспертизу, основанную на более глубоком понимании контекста и текущих социальных и политических процессов в регионе.

Настоящий отчет обобщает результаты исследовательского проекта по изучению проблемы образовательного неравенства в регионе, выполненного Общественным фондом «PaperLab» (Казахстан) совместно с партнерами из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана.
Региональный подход к изучению проблемы образовательного неравенства поможет оценить роль и эффективность мер, принимаемых правительствами разных стран в обеспечении доступа к образованию, а также выявить слабые и сильные стороны каждой страны в переходе к условиям постпандемии. Продвижение этих экспертных знаний в массмедиа и социальных сетях позволит запустить дискуссию о значимости образования с точки зрения снижения социального неравенства в регионе и получить новые идеи по выравниванию возможностей при доступе к образованию как одному из ключевых общественных благ.
Читайте также
РАССЫЛКА